понедельник, 23 января 2017 г.

Украинские трезубцы

Здравствуйте, друзья.
Сегодня я чувствую ответственность за то, что собираюсь написать.
Особенное воспоминание, сохранённое подругой Валентиной С., и стёртое на десятилетия из моей памяти. Небольшое событие, связанное с нашей семьёй, судьбой, памятью об Иосифе Трофимове.
...Сентябрь 2016 года. Я в Твери . Вечер. Листаем альбомы со школьными фотографиями. Вспоминаем имена друзей. Валентина говорит, что часто ездила на встречи с выпускниками, поэтому лучше помнит их по именам и знает уже повзрослевшими. Я сетую, что наша семья меняла место жительства и мне было не до встреч...
- А помнишь, как рассказывала мне, что стало толчком к последнему переезду из Дрогобыча в Даугавпилс?...
...В Дрогобыч мы  переехали из студёного, голодного, загазованного Стерлитамака. К этому времени Иосиф защитил кандидатскую диссертацию, а в Дрогобыче был назначен заведующим кафедрой. Мы получили хорошую квартиру в новом доме. К нам на зиму приезжала мама.  Замечательный друг Мирон Иванович Борецкий. Я работала в научной библиотеке, а после в кабинете на кафедре. Меня  скорее почтительно, чем иронично называли "пани профессорша". У нас в доме бывали хорошие люди. В 1988 году в начале осени Иосиф приказал всё бросить и поехал в Даугавпилс, мы с Настей оставались ещё некоторое время . В этом же году Сергей по настоянию Иосифа поступил в Калининградский университет, позже мы догадались, что это тоже было частью его плана. Долго рассказывать, что пришлось пережить. Умерла мама. Жили в общежитии. Развалился СССР. Закрыли границы, мы едва успели воссоединиться семьёй. Сергей остался в России. Трудно покупали квартиру. Я навсегда перестала работать по специальности.
Из хорошего - главное, что в Даугавпилсе жили родные Иосифа, которые и для меня давно стали родными. И много воды...
Когда на Украине  произошли  известные события, я стала вспоминать Иосифа с особой благодарностью за то, что нас там НЕТ...
- А  помнишь, как рассказывала, что стало толчком к переезду из Дрогобыча в Даугавпилс?  - спрашивает Валентина, - вы тогда похоронили маму, ты была в Росси и вы только-только переехали в Даугавпилс.
- Помню, когда это могло быть. В феврале 1989 года. Я приезжала заказывать памятник и останавливалась в доме твоих родителей. Ты, Валя, там тоже была в отпуске с Наташей.
- Ты рассказывала, что у вас на Новый год было много гостей, много шампанского...
- Неее! Мы Новый год с гостями никогда не праздновали. Много шампанского удалось купить на день рождения Иосифа в 1987 году,  тогда было много гостей, а новый год тебе запомнился, потому что день рождения - зимой, на Крещение, 19 января.
- Кто-то из гостей из каждой проволочки от шампанского скручивал украинский трезубец и ставил всем рядом с прибором. В тот вечер Иосиф тебе сказал:" Надо валить отсюда!"
Выходит, что Иосиф ещё полтора года держал это в себе, ждал место на кафедре в Даугавпилсе, а я, как переехали, так и забыла начисто...
19  января Иосифу было бы 70 лет. Помянули на обеде у Фаины Осиной. Мой пост - тоже поминание Иосифу и роза:



Ваша Г.
З.Ы. У меня записаны воспоминания о Мироне Ивановиче 
Борецком. Надеялась, что пригодится дочке или ученикам, только их никто не видит.


2 комментария:

  1. Да нет, очень интересно узнать о Мироне Ивановиче как о друге! Это был человек-загадка для студентов. Его любили, его боялись, его уважали. А однажды Мирона Ивановича очень обидели и ранили. И он не смог этого скрыть... Но тогда все поняли, что за маской "сухаря", которым его считали многие студенты скрывается ранимая личность.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Марина! Я не слежу за комментапиями, просто мне никто не пишет

    ОтветитьУдалить