среда, 18 февраля 2015 г.

In Memoriam


Уже восемь лет как нет с нами на белом свете Иосифа Васильевича Трофимова.
За то, что я попытаюсь сказать, прошу прощения у украинских
френдов, друзей и родственников. 
Здравствуйте!
В 1980 году Иосиф защитил кандидатскую диссертацию в Киеве, а в конце 1982 года покинул Стерлитамак. Весной 1983 года  с детьми и вещами я тоже перебралась в город Дрогобыч Львовской области.


После промозглого голодного и загазованного города Дрогобыч показался раем. Год беспечной жизни в общежитии, и нам дали трёхкомнатную квартиру в новом доме.  Иосиф стал заведующим кафедрой русской и зарубежной литературы, я работала в библиотеке. У нас - чудесные друзья. Мирон Иванович Борецкий, замдекана помог мне устроить какую-никакую карьеру, и был близок настолько, что ездил с нами и в Белоруссию, и в Даугавпилс. Коллеги без иронии называли меня "пани профессорша". Закончилась война в Афганистане. На зиму я забирала в Дрогобыч маму. Очень много читала. В журналах публиковались ранее неизвестные авторы. Иосиф покупал много книг и еженедельник "Огонёк". Сын заканчивал школу. Дочка разговаривала с Мироном на красивом и правильном украинском  языке. Иногда по воскресеньям ездили в Трускавец: "нафтуся", ресторанчик. В магазинах было плохо с продуктами, но "дефицитозамещение" получалось великолепно (Мирон учил): вареники с картошкой, голубцы с гречкой и т.д. 
Осенью 1988 года Иосиф разрушил укоренившуюся эйфорию, заявив, что решил переезжать в Даугавпилс. До развала СССР оставалось ещё три года.
Тем не менее Иосиф сказал: "Скоро нам, русским, здесь будет очень плохо. В Латвии мы не чужие,  наши родные - в Латвии".
Ставлю большое многоточие...
Уже год идёт война на Украине. В Дрогобыче, наверное, по-прежнему рай. Слава Богу, без нас.
Каждый день этого года я думаю об Иосифе с восхищением и благодарностью за его мудрость и волю.
Прости, Иосиф!


3 комментария:

  1. Vareniki s kartoshkoj u vas do sih por samye luchshye!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Светлая память Иосифу Васильевичу! Удивительной души был человек! С потрясающим чувством юмора, тактичный, умнейший! Впервые узнала, что одного из моих самых любимых преподавателей уже нет с нами...

    ОтветитьУдалить
  3. Чудеса продолжаются, Марина! Сегодня с другого конца света получила письмо с рисованным портретом Иосифа. Портрет датирован 1970 годом. Пока не публикую. Надо подумать

    ОтветитьУдалить